ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

МОНТАЖ ВОЗДУХОВОДОВ

 

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов производства работ по монтажу воздуховодов систем вентиляции промышленных и общественных зданий.
ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации для винтеляционных систем.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Системы вентиляции. Современные приемы монтажа воздуховодов

 

В общем объеме работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации на промышленных объектах — наиболее трудоемким является монтаж воздуховодов.
Большую часть монтажа воздуховодов приходится выполнять на высоте, что осложняет процесс сборки систем вентиляции, особенно, если учесть значительные габаритные размеры и массу деталей вентиляционного оборудования. Это вызывает необходимость применения при монтаже вентиляции специальных машин, механизмов и приспособлений. К ним относятся такие машины, как самоходные краны, автогидроподъемники, подмости выдвижные самоходные, передвижные монтажные площадки и пр.
При устройстве систем вентиляции метод монтажа воздуховодов зависит от особенностей проектирования вентиляционных систем, особенностей строительных конструкций, условий монтажа вентиляции, наличия подъемных механизмов.
Наиболее прогрессивный метод монтажа воздуховодов предусматривает предварительную сборку воздуховодов и укрупненные узлы длиной 25-30 м, составленные из прямых участков воздуховодов и фасонных частей.
Системы вентиляции. Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов

 

При монтаже горизонтальных металлических воздуховодов обязательно соблюдают такую последовательность работ:
— устанавливают средства крепления путем приварки к закладным деталям или с помощью строительно-монтажного пистолета;
— намечают места установки механизмов для подъема узлов воздуховодов и готовят к работе инвентарные леса, подмости, вышки;
— подносят отдельные детали воздуховодов и собирают их в укрупненные узлы на инвентарных подставках, а детали воздуховодов больших сечений — на полу;
— устанавливают хомуты или другие средства крепления.
После промежуточной сборки воздуховодов монтажный узел тропят инвентарными стропами, а на концах узлов привязывают оттяжки из пенькового каната.
Монтажный узел воздуховода поднимают на проектную отметку с инвентарных подмостей автоподъемником или другими механизмами, затем подвешивают его к ранее установленным креплениям. В конце монтажа воздуховод соединяют фланцами с ранее смонтированным участком воздуховода.
В монтажной практике встречаются такие варианты проектных решений прокладки металлических воздуховодов, как прокладка под перекрытием здания, на наружной стене, эстакаде, в межферменном пространстве.
При монтаже воздуховодов следует соблюдать следующие основные требования СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы».
Способ монтажа воздуховодов выбирают в зависимости от их положения (вертикальное, горизонтальное), характера объекта, местных условий, расположения относительно строительных конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле зданий), а также от решений, заложенных в ППР или типовых технологических картах.
Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления следует проектировать в соответствии с требованиями пунктов СНиП 2.04.05-91, предусматривая в проектах технические решения, обеспечивающие ремонтопригодность, взрывопожаробезопасность систем и нормативные требования.
Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

В целях унификации расположения воздуховодов относительно строительных конструкций рекомендуется использовать разработанные ГПИ «Проектпромвентиляция» монтажные положения воздуховодов круглого и прямоугольного сечения. Эти монтажные положения воздуховодов определяются следующими рекомендациями и размерами.

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

 

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

 

Отдельные детали воздуховодов (прямые участки и фасонные части) соединяются между собой в воздухопроводную сеть с помощью фланцевых и бесфланцевых соединений (бандажей, планок, реек, раструбных и других соединений).
Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией и требованиями СНиП 3.05.01-85*. Крепление горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и другие) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на следующих расстояниях:
— не более 4 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм;
— не более 3 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более.
Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении круглого сечения диаметром до 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах большей его стороны до 2000 мм включительно следует устанавливать на расстоянии не более 6 м. Расстояние между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов круглого сечения диаметром более 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм должны назначаться рабочей документацией.
Крепления вертикальных металлических воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м.
Крепления вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м и на кровле здания должно назначаться рабочим проектом.
Конструкции соединений деталей воздуховодов будут рассмотрены более подробно в специальной литературе.
Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов

 

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов сводится к разработке аксонометрической монтажной схемы системы вентиляции (кондиционирования воздуха), комплектовочных ведомостей деталей воздуховодов и ведомостей серийного производства (шумоглушители, заслонки, воздухораспределители, зонты, дефлекторы и др.), а также чертежей (эскизов) неунифицированных деталей. Перечисленная техническая документация называется монтажным или монтажно-заготовительным (МЗП) проектом.
МЗП нужен для оформления заказа в заготовительном предприятии на изготовление деталей воздуховодов монтируемых систем вентиляции и кондиционирования воздуха, для проверки комплектности заготовок систем, а также для определения места каждой выполненной на заготовительном предприятии детали в системе при ее монтаже. МЗП разрабатывается для каждой системы.
Для разработки МП необходимы следующие исходные данные:
— рабочие чертежи марки ОВ монтируемых систем и архитектурно-строительные чертежи марки АР, планы и разрезы здания (сооружения) в местах расположения монтируемых систем;
— альбомы и другие материалы, в которых содержатся данные по унифицированным деталям и узлам монтируемых систем;
— габаритные и присоединительные размеры оборудования и типовых деталей;
— рекомендуемые монтажные положения сборочных единиц систем;
— нормативные и методические материалы о порядке выполнения и оформления МП систем.
Монтажное проектирование состоит из следующих шагов:
— используя РЧ марки ОВ, вычерчивают аксонометрическую схему системы, производят деление трасс воздуховодов системы на детали, как правило, унифицированные, содержащиеся в альбомах, нормах и других документах;
— выбирают типы соединения деталей между собой и с другими сборочными единицами системы;
— устанавливают места и типы креплений трасс воздуховодов системы;
— разрабатывают эскизы (чертежи) неунифицированных деталей с определением всех необходимых для их изготовления размеров;
— составляют обязательные для МП документы:
1) аксонометрическую монтажную схему системы;
2) комплектовочные ведомости;
3) эскизы на неунифицированные (нетиповые, нестандартные) детали.
Могут разрабатываться и другие документы. Государственного стандарта или других единых норм на состав документов МП нет, а поэтому их перечень в разных регионах и предприятиях может отличаться. Обязательными документами являются перечисленные выше три наименования. Однако и их структура, а также содержание могут отличаться.
Аксонометрическая монтажная схема вычерчивается на основе аксонометрической схемы рабочего чертежа, разработанного проектной организацией до начала монтажного проектирования, т.е. она имеется в качестве исходных данных. Аксонометрическая монтажная схема может быть по конфигурации копией схемы РЧ либо ее изображают произвольно на отдельном листе без соблюдения масштаба. На эту схему наносят отметки уровней вентилятора, перекрытий, подъемов, опусков воздуховодов, а также длины горизонтальных прямолинейных участков и все диаметры и сечения воздуховодов. На рис.1 приведены для сравнения аксонометрические схемы одной и той же системы вентиляции и аксонометрическая схема из состава рабочих чертежей и монтажная схема.

Аксонометрическая монтажная схема 

Аксонометрическая монтажная схема 
Рис.1. Аксонометрические схемы системы вентиляции:

а — схема рабочего чертежа; б — монтажная схема; 1…14 — унифицированные детали

 

Схему делят на части (детали). Сначала выделяют стандартные, типовые и унифицированные детали системы, размеры которых известны. Затем разрабатывают эскизы нетиповых (неунифицированных) деталей в аксонометрической проекции, определяют размеры, необходимые для их изготовления. Находят суммарные длины прямых участков сети между стандартными, типовыми, фасонными деталями и другими элементами. Прямолинейные суммарные участки воздуховодов разбивают на индивидуальные участки (детали) рекомендованной ВСН 353-86 длины. При этом один из индивидуальных участков каждой прямой линии воздуховодов может отличаться от рекомендованной длины. Его называют подмер. Длина подмера обычно уточняется по месту, а поэтому целесообразно при фланцевом соединении один фланец делать свободным для перемещения вдоль оси воздуховода. Участкам присваиваются номера, их обозначают цифрами в кружочках, например (Т), что означает участок номер 1. На рис.2 приведен упрощенный фрагмент аксонометрической монтажной схемы трассы воздуховодов системы вентиляции. Фрагмент использован для иллюстрации упрощенной комплектовочной ведомости (табл.1.1).
Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:
Рис.2. Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:

123 — прямые участки; 4 — прямой участок с торцовой сеткой; 5 — прямой участок с сеткой и движком; 6 — прямой участок с врезкой; 78 — отводы; 9 — переход

 

Выше отмечено, что в состав МП входит разработка комплектовочных ведомостей и ведомостей деталей воздуховодов.
На каждую систему составляется одна или несколько комплектовочных ведомостей. Количество ведомостей и их форма зависят от требований предприятий, выполняющих заказ на изготовление деталей. Так, например, в комплектовочной ведомости системы вентиляции могут быть приведены следующие данные: номера деталей, их наименования, размеры деталей (диаметр для воздуховодов круглого сечения; размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения; длины), количество (штук, кг одной штуки и масса всех штук), толщина металла. Сами детали перечисляются в ведомости не в той последовательности, в которой они расположены в системе по ходу воздуха, а по группировкам однотипности:
— прямые участки;
— прямые участки с врезками;
— прямые участки с решетками, сетками и т.д.;
— отводы и полуотводы;
— переходы;
— коробки.
Состав группировок и их порядок расположения в ведомости в разных региональных организациях может отличаться.
Образец комплектовочной ведомости представлен в табл.1.1, которая составлена для фрагмента системы, приведенной на рис.2. В конце комплектовочной ведомости могут быть приведены данные общей площади поверхности воздуховодов и общие площади по толщинам металла, деталей (отдельно по прямым участкам и фасонным частям, по толщинам металла в м и кг); число и перечень соединительных элементов (бандажей, фланцев и соединений на шине — количество по каждому размеру); решетки и сетки, ВЭПш (воздухораспределители эжекционные панельные штампованные) и других деталей, установленных на воздуховодах.
Таблица 1.1
Комплектовочная ведомость деталей воздуховодов

N
детали
Наименование деталиДиаметр, ммДлина, ммКол-во, шт.Поверхность, мПримечание
ед.общая
1Прямой участок315300012,972,97Сетка с движком 200х200 мм
2То же315200021,983,96
3То же200200031,263,78
4Прямой участок с торцовой сеткой200300021,883,76
5Прямой участок с сеткой и движком200300021,262,52
6Прямой участок с врезкой315×200300х22410,560,56
7Отвод 90°31531510,640,64
8Отвод 90°20020010,320,32
9Переход315×20030010,330,33
Всего18,84